Главная » Файлы » Педагогические технологии

Новые информационные технологии
[ Скачать с сервера (85.5 Kb) ] 30.07.2014, 07:45

Новые информационные технологии

Новые информационные технологии (по Г.К.Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как технологического процесса составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

 

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I – как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

 

Цели новых информационных технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности «информационного общества».
  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

 

Еще позже стала доступна в учреждениях дополнительного образования всемирная информационная сеть – Интернет, уникальная по своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему информации.

Естественно, интерес школьников и педагогов к сети огромен. Причин тому много: и уже упомянутая легкость общения со сверстниками и коллегами, и удивительная простота поиска информации и документации для написания программ, и многое другое. Раньше для освоения того или иного языка программирования порой приходилось заказывать книги по почте и неделями ждать посылки. Сейчас же получить доступ к электронному варианту практически любого компьютерного издания можно несколькими щелчками мыши.  Так, например, каждый учащийся может опубликовать в сети свою собственную страничку (собственный информационный ресурс), которая тут же становится доступной миллионам пользователей Сети. Кроме того, Интернет предоставил возможность многим детям общаться, обучаться по программам учреждений дополнительного образования дистанционно – через Сеть.

Стало ясно, что Интернет – технологии, (не пользовательские, а профессиональные) – новое направление, которому более нельзя не уделять внимание. И опять встал вопрос о методике, и вновь события развивались по вышеописанному сценарию – учить создавать информацию в Сети пришли профессионалы, и результат был замечательный. Поэтому сегодня Интернет-технологии в системе образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением, и уж никак не менее значимым (и даже более популярным), чем традиционное направление программирования. Однако, не стоит думать, что Интернет и разработка программного обеспечения – вещи сугубо далекие друг от друга. Время диктует свое – эпоха «поделок» и простеньких страниц в Сети прошла. Современный сетевой информационный ресурс – это сложный программный комплекс, динамически формирующий страницы по запросам пользователей, работающий с корпоративными базами данных. В действительности наблюдается определенная интеграция, взаимосвязь этих двух направлений.

Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления – программирование и Интернет-технологии.

 

Концептуальные положения новых информационных технологий:

Обучение – это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при  общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

 

            Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

            В  I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

 

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуниукций);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

 

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранение;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

 

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

 

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Интернет.

 

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;
  • компьютерных игр по сети;
  • компьютерного видео.

 

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация  учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  • Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
  • Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
  1. знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
  2.  знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
  3. знание современных операционных систем и владение их основными командами;
  4. знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Windows, их расширения) и владение их функциями;
  5. владение хотя бы одним текстовым редактором;
  6. первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
  7. первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

 

 

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Интернет:

  • переписка – разговор со сверстниками из всех частей мира;
  • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
  • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

 

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.

Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:

  • необходимо активизировать детей;
  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
  • подвести эту деятельность к творчеству;
  • предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
  • развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
  • постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.

Особого внимания требует повышение квалификации педагогов: недостаточно показать им, как надо работать, нужно организовать поддержку, взаимообучение, развить рефлексивную и креативную практику.

Анализ теории и практики внедрения новых технологий в практику учреждений дополнительного образования детей позволил В.В.Гузееву выявить три группы проблем:

  • освоение образовательной технологии педагогами, их подготовка к новому типу деятельности;
  • внедрение технологии в практику;
  • подготовка детей к работе в условиях новой технологии.

Ведь известно, что если педагогическое новшество противоречит духу учреждения и прежнему стилю работы, то оно будет чуждым и не приживется. Необходимо, чтобы педагог осознал необходимость изменений, начал поиск причин несоответствия имеющегося стиля  своей работы и результатов деятельности ребенка.

Наилучшим образом образовательная технология осваивается в том учреждении, где имеется поддержка творчески работающих педагогов администрацией. «Как всякое новое, гуманистически ориентированная педагогика прочно закрепляется только командным способом внедрения, - отмечает О.С.Газман – Он позволяет удерживать новый образец деятельности  для всех за счет групповой солидарности, организационной и методической поддержки». Эту мысль развивают В.В.Гузеев и А.С.Сиденко: «Поддержка администрации абсолютно необходима, поскольку освоение образовательной технологии сопровождается  целой серией конфликтов. По большей части корни этих конфликтов лежат в сложившихся стереотипах, неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный менталитет привычке ждать, что жизнь мгновенно улучшится лишь от того, что кто-то заговорил про что-то новое».

В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов при внедрении современных технологий в образовательный процесс.

Если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога, то проблем с его обучением не возникает: экспериментатор изучает литературу, общается с коллегами, работающими по-новому, занимается на специальных курсах, посещает проблемные семинары, ведет самостоятельные поиски. Если же совершенствование образовательного процесса – инициатива администрации учреждения, то необходима организация специальной работы, специальное обучение педагогов, в процессе которого методической службой должны быть решены следующие задачи:

  • мотивация педагогов на освоение новшеств в образовательном процессе, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания детей;
  • предоставление педагогам всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения и воспитания детей;
  • формирование умений применять конкретную технологию или ее элементы в практической работе;
  • формирование умений проектировать учебное занятие в соответствии с концепцией осваиваемой технологии;
  • выработка умений анализировать и оценивать результативность внедрения новой технологии;

Обучение педагогических кадров освоению новых педагогических технологий организуется в следующих формах:

  1. педагогическая мастерская;
  2. учебное занятие;
  3. деловая игра;
  4. мастер-класс;
  5. педагогические чтения;
  6. лекция;
  7. дискуссия;
  8. семинар;
  9. ярмарка педагогических идей;
  10. посещение и анализ занятий;
  11. консультации;
  12. стажировка.

В нашей практической работе часто приходится сталкиваться с тем, что незнание специалистами методической службы вопросов содержания подготовки педагогических кадров для работы по новым технологиям приводит к следующим недостаткам:

  • педагоги получают общее, поверхностное, обзорное представление о новых технологиях;
  • мало внимания уделяется истории и предназначению конкретной технологии;
  • не раскрываются концептуальные  основы педагогической технологии;
  • не ведется работа по формированию проектировочных и аналитических умений педагогов;
  • педагоги перегружены при разработке дидактических средств, что приводит к их отказу от применения новой технологии.

 

Профессиональные умения педагога, применяющего новую технологию на практике.

В процессе обучения работе по новой технологии педагог должен приобрести не только теоретические знания, но и сформировать профессиональные умения, которые помогут ему планировать и анализировать учебные занятия, построить целостный учебный процесс, применять на практике новые приемы и методы работы, оценивать результативность новой технологии, используя методы педагогической диагностики. То есть основными умениями педагога являются проектировочные – умения планировать образовательный процесс на определенный срок, разрабатывать учебную программу, занятие.

После анализа особенностей образовательной технологии и определения методических задач, педагог должен разработать модифицированный вариант программы обучения в соответствии с направленностью данной технологии, выделить учебные модули, составить календарно-тематический план реализации программы и разработать планы различных типов занятий.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает:

  • организация работы детей на доступном для них уровне, не пределе их возможностей и в приемлемом темпе;
  • четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;
  • установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
  • обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;
  • реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В.Занков) включает:

  • ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;
  • выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;
  • выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;
  • выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов:

  • Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.
  • Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача -  восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.
  • Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
  • Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

 

 

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер):

  • ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;
  • дробление проблемы на отдельные задачи;
  • выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
  • анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

  • постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
  • планирование работы в группах;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение результатов;
  • сообщение о результатах;
  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:

  • ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;
  • составление крупных блоков основного содержания учебного материала;
  • дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;
  • повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;
  • выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;
  • самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;
  • выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.

 

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П.Волков, И.П.Иванов):

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
  • Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и т.д.).
  • Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
  • Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
  • Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.
  • Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось? Почему? Что не получилось? Как улучшить?

 

Результаты коллективного дела

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

  • Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
  • Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
  • Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Категория: Педагогические технологии | Добавил: Lydmila_R
Просмотров: 6826 | Загрузок: 76 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar