Главная » Файлы » Педагогические технологии

Модульная технология обучения (МТО)
[ Скачать с сервера (63.0 Kb) ] 30.07.2014, 07:41

Модульная технология обучения (МТО)

 

Модульная технология обучения возникла в 60-е годы ХХ столетия в США. В основе этой технологии лежит идея смешанного программирования, совмещенная с идеей блочной подачи содержательно учебной информации (блоки, дозы, мини-курсы и др.).

Вопросы разработки и использования технологии модульного обучения отражены в работах П.И.Третьякова, Г.В.Лаврентьева, И.Б.Сенновского, М.А.Чошанова, П.А.Юцевичене, Дж.Рассела и др.

От программированного обучения модульная технология заимствовала его главные особенности: расчлененность содержательной учебной информации на небольшие дозы; нестандартность упражнений, сложность которых зависит от уровня подготовленности обучающихся; наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля.

В последние годы технологию модульного обучения (ТМО) успешно соединяют с рейтинговой системой оценки знаний. Такую систему называют модульно-рейтинговой технологией обучения.

Основными понятиями технологии модульного обучения являются дефиниции «модуль», «модульная рабочая программа», «модульный пакет».

 

Теоретические основы технологии

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные

обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других  систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

Модульное  обучение, его цели, содержание, методика организации, строится на основании следующих принципов: модульности, структурирования содержания на обособленные элементы, динамичности, метода деятельности, гибкости, сознательной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности.

В соответствии с принципом модульности, определяющим содержание, методы и организационные формы обучения, модуль рассматривается как основное средство модульного обучения, законченный блог информации, включающий целевую программу действий и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Принцип структурирования содержания обучения обеспечивает выделение в интегрированной дидактический цели системы частных целей. Материал одного учебного элемента обеспечивает достижение одной частной цели. Совокупность учебных элементов, составляющих один модуль, обеспечивает достижение интегрированной дидактической цели.

Принцип динамичности обеспечивает легкую замену отдельных элементов модуля, что обусловлено быстрыми темпами развития современного научного знания и его старением в связи с развитием общества.

Принцип метода деятельности обеспечивает целенаправленность обучения и способствует формированию соответствующей мотивации учения. Что связано с развитием системы умений самостоятельной работы.

Принцип гибкости обеспечивает необходимую индивидуализацию процесса обучения за счет обеспечения гибкости в построении содержания обучения, выбора учениками собственного пути учения и темпа усвоения знаний.

Принцип осознанной перспективы обеспечивает осознание учащимися цели учения, которые в модульном обучении выступают в качестве значимых результатов деятельности и должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности. Поэтому учащимся в начале обучения представляется вся модульная программа в целом с указанием комплексной дидактической цели, которую учащиеся должен принять и осознать как значимый и ожидаемый результат.

Принцип разностороннего методического консультирования обеспечивает соответствие содержания обучения возможностям обучающегося на основании того, что:

  1. учебный материал представляется в модулях с использованием объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;
  2. в методическом руководстве модуля предлагаются различные методы и способы усвоения материала, которые обучающийся может выбрать или предпочесть собственный путь усвоения.

Принцип паритетности обеспечивает особенности взаимодействия педагога и обучающегося, которое строится на максимальной активности ученика и консультативно-координирующих функциях учителя. Для чего в процессе обучения учащийся обеспечивается пакетом учебных материалов, составляющих методическое обеспечение модуля. На их основе учащиеся могут самостоятельно организовать изучение нового материала.

Таким образом, модульная программа должна обеспечивать:

  • возможность самостоятельного усвоения учащимися заданий заданного уровня;
  • условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;
  • передачу части управленческих функций педагога модульной программе, где эти функции трансформируются в функции самоуправления. В результате педагог освобождается от информационно-контролирующих функций и может более полно осуществлять консультационно-координирующие.

Целевой блок – УЭ (учебный элемент) – 0. Он всегда идет первым и представляет цели и содержание модуля. Содержит учебные цели, четко определенные результаты учения, нормы оценки усвоения и сформированности умений, форму итогового контроля и основные вопросы, выносимые на него. Обеспечивает возможность видеть перспективу работы и планирование самостоятельной работы.

Информационный блок – УЭ – И. Представляет содержательный аспект модульной программы. Способ структурирования его содержания предполагает деление материала на небольшие дробные части. В модуле каждая изучаемая тема представляется учащимся в целостном виде, отражающем основы науки, логику внутри- и межпредметных связей, что позволяет изучать фундаментальные закономерности, теории, принципы, а не только частные явления и понятия.

Резюмирующий – УЭ-Р. Он всегда занимает предпоследнее место в модуле. Используется для обобщения и повторения всей информации модуля. Повторяемый материал может быть представлен в форме концентрированного текса, опорного конспекта, блок- схемы, таблиц, графиков и т.д.

Контролирующий – УЭ-К. Всегда занимает последнее место и реализует функцию итогового контроля. Проводится с целью определения качества усвоения материала и достижения учебных целей, представленных в блоке УЭ-О. итоговый контроль может одновременно выполнять функции вводного, если в нем содержатся опорные знания следующего модуля.

Предварительная работа учителя по конструированию всего учебного модуля предполагает:

  • выявление обязательных умений, навыков учащихся, усвоение которых определено программой;
  • изучение всего содержания учебного материала по данному модулю;
  • вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю;
  • составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий);
  • подбор тестовых заданий по всему содержанию учебного материала;
  • составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала;
  • разработку диалогической части (продумывается организация уроков, по содержанию разрабатываются задания разных уровней сложности).

 

Задания могут быть расписаны на карточках, где указаны цели каждого учебного элемента: что сделать, как сделать, как осуществить проверку.

Модуль обязательно сопровождается методическим обеспечением, которое включает:

  1. перечень источников информации (основных и дополнительных), которые могут быть использованы для изучения основного содержания информационного блока, его углубления и расширения;
  2. указание методов учебно-познавательной деятельности, оптимальных для изучения конкретного содержания и обеспечивающих взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности;
  3. систему заданий разной степени сложности;
  4. возможные формы организации учебной работы на уроке и дома;
  5. задания для самоконтроля учебной деятельности.

 

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем.

 

Учебный элемент (УЭ)

Носитель учебной информации

Указания ученику к применению

Текстовой

Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати

Прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу, план и т.д.

Картографический

Атлас, настенные карты, планы, картосхемы

Определи, установи, опиши динамику изменения и т.д.

Иллюстративный

Фото, рисунки, репродукции

Определи, что изображено, составь рассказ, опиши и т.д.

Словесный

Учитель, докладчик, лектор

Послушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, конспект и т.д.

Компьютерный

Базы данных, мультимедийные средства обучения

Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, практическую работу и т.д.

Аудиовизуальный

Видео, кино, слайды, записи, диски

Ответь на вопросы, составь свой комментарий

Натурный

Географические объекты и явления на местности

Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т.д.

Смешанный

Несколько носителей информации

Разнообразные

 

Задачи ученика при работе с модулем.

Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

  • цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ;
  • задания для выполнения разного уровня сложности;
  • материалы для работы (ссылки на источники, приложения);
  • указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и пр.);
  • контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся).

 

Задачи учителя при работе с модулем.

Разработка инструкций модулей:

  • оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули;
  • уточнение модулей при практической работе с ними;
  • контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

 

Рекомендуемая литература

  1. Азбука Жизни: С.А.Тачтиев, А.М.Ветошкин, Е.Н.Ветошкина, - Москав, Вперед, 2007. - с.464.
  2. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов.:Д.Н.Замятин, Санкт-Петербург, Алетейя, 2003. – с.336.
  3. Многоликая география. Развитие идей Иннокентия Петровича Герасимова (к 100-летию со дня рождения).: Москва, КМК, 2005. – с. 374.
  4. Профильное обучение. Каковы цена вопроса?: К.Е.Сумнительный, - Санкт-Петербург, Чистые пруды, 2006. – с.32.
Категория: Педагогические технологии | Добавил: Lydmila_R
Просмотров: 1389 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar